Три лекции о писателях — Великой Отечественной войны, юбилярах 2020 года состоялись в школе №9 и Ливадийской школе.
Писатели, которые создали книги — о подвигах наших дедов и прадедов, о смерти, любви и надежде, о горе и радости, о желании жить и самопожертвовании ради других — словом, о том, какой была эта война и чем пришлось за нее заплатить. Организаторы подчеркнули, что писатели фронтовики всегда имели право говорить от имени народа, потому что в военные годы, в период самых тяжелых для нашего народа испытаний прозаики и поэты непосредственно встали в один строй с защитниками отечества.
Художественные произведения писателей, которые были непосредственными участниками Великой Отечественной войны, воспринимаются сегодня как документальные, как свидетельства очевидцев. К проведению лекций были подготовлены тематические видеосюжеты — записи выступлений писателей-фронтовиков, специально отобраны образцы художественных произведений, подготовлены презентации.
Учащиеся закрепили представления о литературе Великой Отечественной войны, о творческих и жизненных судьбах фронтовых писателей. Классики отечественной и мировой литературы — К. Симонов, А. Твардовский, М. Шолохов были «военкорами» —военными корреспондентами на передовой. Солдатами, офицерами прошли войну писатели Ю. Бондарев, В. Астафьев, Б. Васильев, Б. Слуцкий, Н. Старшинов, Д.Самойлов, Ю.Друнина, тяжелейшие испытания в блокадном Ленинграде пережили А.Ахматова, О.Бергольц, В. Инберг.
Лекция №1 в Ливадийской школе
Творческому наследию этих ведущих писателей были посвящены лекции, основная тема которых — живая память, укрепление связи поколений.
Цель всего проекта Проект «Путешествие в мир литературы. Дорогами истории. Путь к Победе» 2020 при поддержке Фонда президентских грантов и лекций, проведенных в учебных заведениях, четко выразил писатель Юрий Бондарев «Литература — язык истории».
Для учащихся, по их отзывам, неожиданным и убедительным оказалось сочетание записей живых выступлений писателей фронтовиков, рассказ об их жизненном пути и исполнение произведений художественных и музыкальных произведений артистами, включение кадров документальных и художественных фильмов. Учащиеся убедились, что в произведениях писателей фронтовиков нашли отражение реальные переживания молодых людей военной эпохи.
Задача лекций — донести в живом общении до каждого учащегося, что среди писателей-фронтовиков были их ровесники — 17-летние юноши и девушки, которые без колебаний, по своему личному решению, встали на защиту своего отечества. В ходе лекций учащиеся встретились с произведениями, созданными в годы войны, рассказывающие внутренний мир, чувства защитников отечества.
Писатели рассказали о том, что было пережито человеком в годы войны на фронтах и в тылу . Военные испытания — и возможность мгновенной смерти, и ответственность за судьбу своей семьи, своих близких, и своего народа, и своей Родины. Именно эти чувства, которые Л.Н.Толстой называл «скрытой теплотой патриотизма», вызывали искреннюю реакцию читателей — живое сострадание, милосердие, готовность следовать примерам, с которыми их познакомила литература.
Отсутствие навыков функционального чтения у учащихся, к сожалению, припятствует умению ощутить пульс, нерв, смыслы, которые были заложены писателями в книгах.
В нашем проекте на лекциях артисты и музыканты ярко и выразительно читали отрывки из лучшие произведений прозы, шедевры военной поэзии, исполняли лучшие песни военных лет. Учащиеся признавали, что такой формат позволил им открыть мир книг о Великой Отечественной войне, узнать имена ведущих писателей-фронтовиков. Отвечая на вопросы лектора, учащиеся в конце лекций делали вывод, что литература военного времени особенно привлекает достоверностью, стремлением писателей фронтовиков рассказать правду о жизненных испытаниях, которые пережил наш народ в годы Великой Отечественной войны, о цене Великой победы.
Писатели исследовали стороны характера, которые которые позволили выстоять, выдержать и победить.
Учащиеся говорили, что этот урок они запомнят и потому, что не так часто в обычные школы приезжают литераторы, певцы и артисты для встречи с учащимися. Такая практика имеет свою историю, результаты проведения лекций убеждают в целесообразности такого формата просветительской деятельности. Проект сформировал целевую аудиторию учащихся школ.
Одна из главнейших задач реализации проекта — повышение эффективности, актуализация процесса патриотического воспитания. Уникальность литературного творческого наследия писателей фронтовиков чрезвычайно важна для формирования основ гражданского воспитания учащихся, процесса конструирования личности учащихся.
В мероприятии приняли участие филолог Алла Панкова, артистка Центра драматургии и режиссуры Наталья Худякова и певица Стела Аргату. Были прочитаны страницы произведений писателей-фронтовиков, исполнены песни на их стихи и показаны фрагменты художественных и документальных фильмов.
Лекция №2 в Ливадицской школе