В день рождения Пушкина в Центральном Доме литераторов показали программу, посвящённую 190-летию выхода в свет «Евгения Онегина»

0
522

 

Зал был переполнен. С большим волнением зрители слушали «Онегина» при полном аншлаге в зале «объекта культурного наследия», в Большом зале ЦДЛ, в котором перебывал весь цвет отечественной литературы. Атмосфера совершенно особая, а если учесть, что автор музыкально-литературной программы и ведущая программы Алла Панкова проводит пушкинские вечера в ЦДЛ около двадцати лет, разнообразя тематику и приглашая известных пушкинистов, понятно, что у программы сложился большой круг постоянных зрителей.

В своё время в этих вечерах принимал участие один из ведущих пушкинистов современности, доктор филологических наук, лауреат Госпремии РФ Валентин Непомнящий, на этом вечере были показаны видеозаписи. Главной темой программы стала формула Валентина Семёновича о том, что «Евгений Онегин» – «монументальное воплощение характера и души народа, обозначившее главный вопрос бытия – о смысле жизни и месте человека в мировом порядке» не теряет актуальности. Неслучайно вот уже не первый год 6 июня, в день рождения А.С.Пушкина, в России отмечают День русского языка.

Пушкинские вечера проводятся при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив, в рамках проекта «С Пушкиным в XXI век», руководит которым депутат Госдумы, н.а. России и лауреат Государственной премии Дмитрий Певцов. Говоря о явлении Пушкина в России, Певцов уместно апеллировал к крылатой фразе о том, что Государство Российское напрямую управляется Господом Богом, иначе невозможно объяснить его существование. «Если внимательно посмотреть на историю нашей страны, — сказал он, — увидим, что в каждом столетии были моменты, времена и годы, когда совершенно непонятным образом и только с Божьей помощью наша государственность оставалась неизменной. И неслучайно именно здесь, в Богом хранимой стране — России родился поэт, давший нам язык — Александр Сергеевич Пушкин. И обязанность наша – сохранять его».

Иллюстрации  главных  смысловых «точек» зрителям показали на экране. Собственно, экран (режиссёр видеопоказа Ирина Панкова) на равных участвовал с артистами – н.а. России Валентином Клементьевым, з.а. России Татьяной Шалковской, актрисой Центра драматургии и режиссуры Натальей Худяковой, читавшими фрагменты из «Евгения Онегина» и напоминавшими нам о ярких событиях из жизни поэта. Рассказывая о московском периоде, Алла Панкова посетовала, что слишком часто вспоминают африканское происхождение поэта, забывая, что у Пушкина были две бабушки – по отцу Ольга Васильевна Чичерина и по матери Мария Алексеевна Ганнибал, и обе сыграли большую роль в его жизни.  Ольга Васильевна завела в 1797 году свой московский двор — с каменными и деревянными строениями, с садом, оранжереями, с рыбой в пруду. Несмотря на то, что она умерла, когда внук был мал, но аристократические корни, удивительная духовная составляющая, характер и вообще установка на здравомыслящий уклад жизни, по словам ведущей, оказали влияние на формирование личности Пушкина.

На экране зрителям были показаны пушкинские места нашей столицы. Особое внимание обратили на Библиотеку имени Пушкина, одну из старейших в Москве, попечительницей которой была Мария Александровна Гартунг, старшая дочь поэта. Само построение программы в ЦДЛ стало ярким подтверждением строчек романа в стихах, посвященных Москве. Большое внимание было уделено и воплощению в творчестве Пушкина русской стихии. Отдельной книгой роман «Евгений Онегин» вышел в мае 1833 года, 190 лет назад. Роман-юбиляр и роман-борец. «Сегодня Пушкин совершенно неожиданно для всех, — говорит ведущая, — оказался на передовой: кроме сведений о событиях СВО, а военные действия идут уже на территории нашей страны, нам сообщают, что уничтожены или осквернены памятники Пушкина в Молдавии, где поэт начал работу над Онегиным, на Украине, в Латвии… Послушаешь и задумаешься, а чем же так страшен Пушкин? А тем, что несёт в себе заряд невероятной духовной значимости России, русского самосознания, русского языка».

А с экрана звучат глубочайшие выводы Валентина Непомнящего:«Сон Татьяны — это что-то закодированное о судьбах России. Сон являет образ истории России после Петра — как длящуюся катастрофу. Россия с огромным трудом входит в систему, которую ей придумал Пётр, это западная система ценностей. И это продолжается который век — та чудовищная бесовщина, которая кричит на Россию – «Моё, моё!». Вот Онегин – Россия и Татьяна – Россия, Россия элитарная и Россия народная, человеческая… Существует две России – настоящая, истинная, и беглая, которая эту истину хочет сделать беглой. И от того, которая из них победит, зависит уйдет ли моё Отечество, как град Китеж, погибнет, как крейсер «Варяг», или останется человечеством, спасётся…»

Завершился вечер романсом Иосифа Геништы на слова Пушкина «Погасло дневное светило», впервые прозвучавшим в Москве, в салоне Зинаиды Волконской, который слышал сам Пушкин. На всем протяжении программы звучали арии из оперы Чайковского «Евгений Онегин», романсы и музыкальные пьесы, которые блистательно исполняли солисты «Новой оперы», з.а. Республики Башкортостан Елена Терентьева и Артём Гарнов. Музыкальную канву поддержала лауреат международных и всероссийских конкурсов скрипачей София Федотова. За роялем была автор музыкальной партитуры программы  з.а. России, профессор Московской консерватории, пианистка Полина Федотова.