Короленко входит в круг нашего чтения рано. Чаще всего запоминаются с детских л…

0
2301

«Короленко входит в круг нашего чтения рано. Чаще всего запоминаются с детских лет его «Дети подземелья». Правда, книги с таким названием у Короленко нет: так назвали обработанный для детского чтения отрывок из его повести «В дурном обществе».
Вместе с героем повести Васей, мальчиком из «благополучной семьи», мы вдруг оказываемся в заброшенном склепе, в компании отверженных городским обществом отважного и дерзкого Валека и его сестренки Маруси…
Потом мы знакомимся с историей слепого музыканта. Слепорожденный мальчик, жизнь которого должна пройти в темноте, смог не замкнуться в себе, не ожесточиться. Увлечение музыкой стало в его жизни путеводной нитью…
Позже, если возвращаемся к «Слепому музыканту» повзрослевшими, мы начинаем понимать глубинный, философский смысл повести. Для человека врожденным является неутолимое стремление к свету, к полноте жизни, говорит нам Короленко, и на этом пути он способен преодолеть все преграды.
Эти знакомые с детства произведения — лишь небольшая часть того, что написано Владимиром Галактионовичем Короленко.
Нельзя понять Короленко-писателя, не зная хотя бы в общих чертах личность этого замечательного человека, события его жизни, в которой писательский труд занял место не сразу и никогда не осознавался исключительным, единственным и главным. С ранней молодости до конца своих дней Короленко прошел «трудным путем героя», как сказал о нем Горький.
Славу Короленко составляют десятка полтора прекрасных рассказов, повестей, несколько публицистических книг; им написана масса газетных и журнальных статей. Но еще больше осталось после него незавершенного, начатого, оставленного на середине, необработанного. Главная его книга, автобиографическая «История моего современника», над которой писатель работал последние шестнадцать лет своей жизни, также осталась незаконченной.
Слишком часто писателю приходилось делать выбор, который однажды он сформулировал прямо: быть ли революционером, практическим участником жизненной борьбы, или художником, наблюдающим и описывающим жизнь?
В «Истории моего современника» Короленко писал: «У меня с юности была привычка облекать в слова свои впечатления, подыскивая для них наилучшую форму, не успокаиваясь, пока не находил ее». Судьба рано предназначила ему быть писателем. Не вообще литератором, а русским писателем, которому дано выступить после Тургенева и Толстого, продолжить начатое славными предшественниками. Но посвятить себя без остатка писательскому делу Короленко не хотел и не мог»(из статьи В.Катаева «Мгновения героизма»).
Владимир Галактионович Короленко родился 27 июля 1853 года на Украине в семье судебного чиновника. Отец его отличался необычайной честностью и справедливостью, подкупить его было невозможно. Такую же бескомпромиссность он привил и своему сыну. Мать будущего писателя была полькой по происхождению, поэтому Владимир Короленко с детства прекрасно владел польским языком. Дружная семья писателя объединяла русских, украинцев, поляков — православных и католиков.
С середины 80 гг. Короленко занял видное место в русской литературе, завоевал широкое читательское признание. В 1886 г он знакомится с Л. Н. Толстым, в следующем году — с А. П. Чеховым, а в 1889 г. в Саратове — с Н. Г. Чернышевским.
С осени 1905 г. началась продолжавшаяся до смерти Короленко его работа над многотомной «Историей моего современника». Короленко считал, что «…спасение там, где светит справедливость и право для всех. Спасение не в быстром достижении, во что бы то ни стало, а в честном стремлении, согласном с человечностью и правдою, в высших заветах свободы, справедливости и братства».
Писатель всегда оставался реалистом, который искал и находил романтизм в реальной жизни, размышляя о высоком в условиях суровой действительности. Многие из его героев наделены самыми яркими духовными качествами и беззаветностью. О таких людях, идущих на риск ради свободы, страшных в гневе, когда заденут их человеческое достоинство, повествует «Полесская легенда», «Лес шумит». И пан Тыбурций (повесть «В дурном обществе»; в переработке для детского чтения — «Дети подземелья»), находящийся на самом дне жизни,- носитель «вольной волюшки». Бродяги в произведениях о Сибири и Тыбурций — прямые предшественники романтических «босяков» из ранних рассказов М. Горького.
По-новому писатель подошел к ответу о народном счастье, о «народе истинном» в рассказе «Река играет». На берегу «играющей» в короткое время разлива красавицы Ветлуги рассказчик размышляет о том, что составляет сущность русского народа и находит свой ответ. Влюбленный в этот рассказ М. Горький считал, что Короленко дает ответ на такие загадочные и могучие явления русской истории, как Козьма Минин и Е.Пугачев. В канун великих потрясений начала XX в. М. Горький увидел в короленковском герое предвестие того, что не «навеки заснула» народная мысль и сила.
Раздумья, поиски ответа на загадку русского народа, так много определившие и в человеческой, и в писательской судьбе, тесно связаны с вопросом, который проходит через все произведения писателя: «В чем смысл жизни человека? Для чего он живет?» В рассказе «Парадокс» человек, обделенный жизнью, но при этом умный, порой циничный, презирающий всякие иллюзии, утверждает: «Человек рожден для счастья, как птица для полета». Короленко в одном из своих писем приходит к выводу : «…все-таки общий закон жизни есть стремление к счастию и все более широкое его осуществление».
Короленко очень любил путешествия не только по краям необъятной, обширной России, но и другим странам — часто бывал в Румынии, в Америке. В начале 90-х годов он посетил Всемирную выставку в Чикаго. Впечатления от поездки и собранный материал позволили ему написать рассказ «Без языка», который фактически стал романом, повествующим о жизненном пути украинского переселенца в Америке. Произведение увидело свет в 1895 году, принеся Владимиру Короленко славу не только на родине, но и за океаном. Эту и другие его книги переведены на иностранные языки.
В конце 90-х годов писатель переселился в Полтаву, в которой и остался до конца жизни.
А.М.Горький писал: «В его кабинете я обратил еще внимание на единственную картину, висевшую там. Это была картина Поленова «Христос и грешница».
Очевидно, Короленко была дорога эта картина: «Кто без греха, брось в нее камень». Есть ли тот безгрешный человек в мире, который может по совести бросать камень в другого человека в его осуждение? Такого человека нет. Нет праведного, и нет грешного, поэтому не может быть праведного осуждения — праведного суда человеческого. Вот о чем говорит эта картина. Хотя Короленко и признавал возможность суда, однако именно эта картина одна висела всегда на глазах у него, защитника стольких».
И в творчестве, и в жизни Короленко, по словам Горького, представал «редким человеком по красоте и стойкости духа», «идеальным образом писателя».
#Путешествиевмирлитературы при поддержке Фонда прездентских грантов.