Царскосельский лицей

0
32
Пушкину было дано родиться и жить в созидательную эпоху внешнего и внутреннего усиления России.
19-ого октября 2021 года исполнилось 210 лет со дня открытия Царскосельского Лицея, открытого по указу императора Александра Первого. Инициатором создания этого элитного учебного заведения для дворянских детей с целью обучения будущей чиновничьей элиты Российской империи был выдающийся государственный деятель М. М. Сперанский.Реформатор был уверен, что выпускники Лицея должны были привести Российскую империю в лидеры остального мира. Для этого, в Царскосельском Лицее были собраны лучшие профессорско-преподавательские силы того времени, были разработаны новейшие образовательные программы, методические указания. Руководство категорически запрещали телесные наказания учащихся. Первый(Пушкинский) выпуск лицеистов стал самым удачным.
«Жизнь наша лицейская сливается с политической эпохой народной жизни русской: приготовлялась гроза 1812 года. Эти события сильно отразились на нашем детстве, – вспоминал И. И. Пущин. – Началось с того, что мы провожали все гвардейские полки, потому что они проходили мимо самого Лицея, мы всегда были тут при их появлении, выходили даже во время классов, напутствовали воинов сердечной молитвой, обнимались с родными и знакомыми. Усатые гренадеры из рядов благословляли нас крестами. Не одна слеза была тут пролита… Когда начались военные действия, всякое воскресенье кто-нибудь из родных привозил реляции. Кошанский читал их нам громогласно в зале. Газетная комната никогда не была пуста в часы, свободные от классов. Читались наперерыв русские и иностранные журналы при неумолкаемых толках и прениях, всему живо сочувствовалось у нас, опасения сменялись восторгами при малейшем проблеске к лучшему. Профессора приходили к нам и приучали следить за ходом дел и событий, объясняя иное, нам недоступное».
Много лет спустя эти полудетские патриотические переживания воскреснут в мозгу поэта чеканными стихами:
Вы помните: текла за ратью рать, Со старшими мы братьями прощались И в сень наук с досадой возвращались, Завидуя тому, кто умирать Шел мимо нас… и племена сразились, Русь обняла кичливого врага, И заревом московским озарились Его полкам готовые снега.
(1836)
Вяземский, по свойствам своего скептического ума мало склонный к романтическим преувеличениям, писал: «От Царя до подданного, от полководца до последнего ратника, от помещика до смиренного поселянина, все без изъятия, вынесли на плечах своих и на духовном могуществе своем Россию из беды и подняли ее на высшую степень славы и народной доблести».
Сейчас идет активное обсуждение возможности перехода к отечественной ситеме образования, готовится законопроект об отказе от Болонской системы и возврате к «истокам». По мнению специалистов, «Болонская системы куёт квалифицированного потребителя,» в то время как процесс образования должен отвечать национальным особенностям, гармонизации системы образования с ценностными категориями гражданского воспитания подрастающего поколения в нашей стране. Болонская система привнесла проблему экспансии в Россию западной системы ценностей, стала основой расцвета «массовой культуры». В то время как речь здесь должна идти не о встраивании или подстраивании под европейские системы образования, а о соответствии стремительным изменениям в экономике и обществе в целях обеспечения суверенитета российского государства. Царскосельский лицей может стать оправдавшей себя моделью системы образования в нашей стране. Лицей стал образцом учебного заведения, в котором превосходно сочетались система образования с незаурядной воспитательной программой, сформировавшей среду незаурядных личностей, для которых жизнь всегда и во всем была посвящена Родине и народу.